Бог отдыхаетМожно было бы посчитать «Брюса Всемогущего» очередной качественной комедией из Голливуда с талантливым актером Джимом Кэрри в главной роли, если б не единственное «но»: неожиданно для всех, не исключая авторов, фильм этот завоевал первые места в прокате, причем не только американском, но и большинства стран Европы. Осталось исследовать причины. Свыше двухсот сорока миллионов долларов в США, почти двадцать пять миллионов фунтов в Великобритании, шестнадцать миллионов евро в Испании и двенадцать в Италии - кто больше? «Брюс Всемогущий» - почти экономическое чудо; не окружай его «Пираты Карибского моря», разные «Матрицы» и «Властелины колец», это было бы очевиднее. Ведь и сравнивать глупо. Ни пиратской мифологии, ни компьютерных или фэнтезийных армий за «Брюсом» не стоит. Неужто харизма Джима Кэрри вдруг так заработала, что толпы ринулись в кинотеатры хохотать над его уморительными ужимками? Отнюдь. Все куда серьезнее. Разговор-то тут не о пиратах или хоббитах. Разговор о душе. И о Боге. На поверхностный взгляд среднестатистического атеиста, в «Брюсе Всемогущем» нет ничего особенного. То есть фильм, конечно, является весьма качественным продуктом голливудских технологий в жанре комедии. Телерепортер-неудачник обозлился за cобственные несчастья на Всевышнего, а тот решил дать бедняге свою верховную власть на несколько деньков - пусть сам попробует, легко ли править миром. Тот принялся бедокурить, пока не понял: не все в Божьей воле. Режиссер Том Шедьяк, ставивший неплохие комедии «Целитель Адамс» и «Чокнутый профессор», уже дважды работал с Джимом Кэрри - в детском приключенческом фильме «Эйс Вентура: Розыск домашних животных» и бурлеске «Лжец, лжец». Балансирующий на грани пошлости и вполне тонкой актерской эквилибристики, Кэрри нашел в Шедьяке своего идеального режиссера. Конечно, таких высот, как в картинах Милоша Формана или Питера Уира, ему здесь не достичь, но все же удается не в первый раз убедить публику: артист он талантливый, нетривиальный, способный не только на дуракаваляние. А в общем, дело не в таланте: просто Шедьяку на пару с Кэрри повезло вовремя надавить на подходящую мозоль. С тех пор, как Ницше сказал, что Бог умер, ничего принципиально не изменилось. Человек продолжает чувствовать себя сиротой и упорно отказывается изгонять из языка штампы, апеллирующие к Всемогущему: «бог его знает», «бог знает что», даже тривиальное «боже мой!» - беспрестанные взывания к создателю всего сущего не могут оставаться безнаказанными. Рано или поздно Бог появится, чтобы спросить: «Ну что тебе еще от меня надо?» В «Эйсид Хаузе» шотландского радикала Ирвина Уэлша Бог выходил на сцену, чтобы заклеймить неудачника и превратить его в навозную муху. Мир голливудских комедий не в пример добрее, поэтому здесь Иегова является в обличии идеально подходящего для амплуа актера - пожилого чернокожего Моргана Фримена с радушной улыбкой на лице. И вовсе не наказывать он собрался дурачка Брюса, слишком часто поминавшего имя его всуе, а наоборот: вручить ему на неограниченный срок бразды правления миром, пока сам он тихонько отдохнет от дел где-нибудь на Гавайях или в идиллически снежных горах. Начинающийся далее сюжет волнует куда меньше, чем сама ситуация. Вполне очевидно, что Брюс Всемогущий столкнется с единственной нерешаемой проблемой - свободой человеческой воли и что собственная подружка в исполнении миловидной Дженнифер Энистон объяснит ему, что к чему: лучше быть счастливым человеком, нежели одиноким божеством. Все это, как и прогнозируемый хеппи-энд, отступает перед ошеломляющим фактом подмены Того Чье Имя Нельзя Называть (притом отнюдь не чернокнижника Вольдеморта) обычным придурком, каковым миллионы зрителей привыкли считать Джима Кэрри. Если Бога нет - пусть он не умер, а просто отбыл на каникулы, - то неужто все может оказаться в руцех эдакого Брюса? Поразителен эффект осознания этого факта: вместо того, чтобы ужаснуться («Оказывается, ответственность и вправду нельзя перекладывать на плечи Всевышнего», - должен был подумать обыватель), зритель облегченно вздыхает. Так вот откуда неразбериха в мире, террористы и изменение климата! Просто некто Брюс узурпировал власть - ясное дело, лишь временно - и забавляется себе вволю. Но пройдет время, и благожелательный мистер Фримен придет к нам, чеканя шаг по водной глади. Тут же все и наладится. Для нашей публики «Брюс Всемогущий» - тест на религиозность, ставшую частью официальной пропаганды в последние годы. Вот в истово верующих странах Кэрри делает миллионные кассовые сборы: верить в возвращение Бога-каникуляра хочется всем. А нам? |